+7 (495) 988-9556

О КОМПАНИИ

Стратегия развития отрасли информационных технологий в России

07.02.2019

Стратегия развития отрасли информационных технологий в России

Аналитика  Источник статьи

Проект стратегии на 2019-2025 годы

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций в конце декабря 2018 года подготовило проект обновленной стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ, охватывающей период 2019-2025 гг. с перспективой до 2030 года. Это было сделано во исполнение поручения зампредседателя правительства Максима Акимова по актуализации стратегии 2014-2020 гг., которое он дал в августе 2018 года.

Как и исходная версия документа, утвержденная в 2013 году[1], стратегия определяет цели и основные направления развития ИТ-отрасли, а также механизмы и способы достижения поставленных целей. При ее разработке учитывался ряд правовых и нормативных актов, появившихся за последние пять лет.

Отрасль ИТ России имеет потенциал глобальной конкурентоспособности и должна стать одной из важнейших точек роста российской экономики до 2036 года, заявляют авторы стратегии. Они рассчитывают, что ее реализация будет содействовать достижению показателя объема экспорта оказываемых услуг в разных отраслях экономики в размере $100 млрд в год к 2024 году, согласно «майскому» указу президента, и другим установленным этим указом целям.

Также реализация стратегии должна способствовать снижению зависимости экономики страны от сырьевого экспорта за счет увеличения экспорта продукции отрасли ИТ, повышению уровня образования и производительности труда за счет ускоренного внедрения ИТ в важнейшие сферы экономики и улучшению общего инвестиционного климата в России.

Наконец, развитие отрасли необходимо для перехода к новому постиндустриальному технологическому укладу, который базируется на широком внедрении достижений ИТ во всех секторах экономики, говорится в документе. Выполнение мероприятий стратегии поможет поддержать средний темп роста отрасли ИТ на уровне, значительно превышающем средний темп роста ВВП - не менее чем в 3 раза за весь период, рассчитывают авторы проекта. Такое же ожидание было прописано и в стратегии версии 2013 года, однако тогда помимо этого было указано, сколько конкретно высокотехнологичных рабочих мест ожидается в России к конечному сроку стратегии.

Надо сказать, что в актуализированный документ в целом включено меньше основных индикаторов развития отрасли ИТ по сравнению с исходной версией стратегии 2013 года – 4 против 8. Также в исходной версии они были более детализированными по различным сегментам ИТ-рынка. При этом в 2013 году заложенные показатели были приведены для «форсированного сценария».



Государству отводится большая роль в формировании облика отрасли в 2019-2025 гг. и перспективе до 2036 года. Предусматривается обеспечить благоприятные условия для работы компаний по наиболее конкурентоспособным направлениям, включая кадровое обеспечение. В условиях осложнения международной обстановки на первый план вышли вопросы разработки и внедрения импортозамещающих технологий.

Приоритетом государства станут:

  • Обеспечение преференций для отечественной конкурентоспособной продукции, такой как бизнес-приложения, антивирусное ПО и программное обеспечение ИБ, интернет-сервисы, применяемые в корпоративной среде;
  • Поддержка коллективной разработки ПО в сегментах рынка, где нет достаточного задела в виде конкурентоспособных отечественных продуктов. Акцент делается на клиентские и мобильные ОС, серверные операционные платформы, СУБД, способы управления облачной инфраструктурой, пользовательское и офисное ПО;
  • Оказание помощи в разработке программного обеспечения, связанного с отраслевой спецификой. Например, разработка ПО для промышленности (PLM, CAD, CAM, CAE), топливно-энергетического комплекса, строительства (BIM, CAD, CAM), здравоохранения, финансового сектора, транспорта;
  • Устранение технологической зависимости от использования иностранных продуктов госорганами и госкорпорациями в критических областях, в частности в области общесистемного и инфраструктурного ПО.


Основные направления реализации стратегии включают развитие кадрового потенциала и образования отрасли ИТ, стимулирование работы высококвалифицированных специалистов. Для этого надо, в том числе, создать благоприятные условия для привлечения в Россию таких специалистов из-за рубежа, считают авторы проекта стратегии. В числе таковых - необходимость разработать условия упрощения получения высококвалифицированными специалистами временного вида на жительство и разрешения на работу в России.

В список основных направлений также включены популяризация ИТ как сферы деятельности, улучшение институциональных условий развития отрасли, международное сотрудничество и поддержка экспорта.


«Необходимо создание бренда России как страны информационных технологий, в которой создаются успешные решения в сфере информационных технологий и развиваются компании указанного направления, а также в России выгодно и привлекательно работать зарубежным организациям и специалистам, - указано в стратегии.»


К ключевым направлениям развития отнесена исследовательская деятельность в области ИТ. Здесь в числе приоритетов обозначен широкий спектр технологий, включая блокчейн, большие данные и интернет вещей.

Важным направлением является и поддержка развития малого бизнеса. В числе обозначенных вариантов - льготное кредитование и субсидирование российских заказчиков ИТ при закупке отечественной продукции и осуществлении проектов по миграции своих информационных систем с зарубежных на отечественные решения.

Другими направлениями реализации стратегии являются стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба, информатизация экономики и долгосрочный заказ на ИТ со стороны государства, обеспечение ИБ, повышение грамотности населения в области ИТ.

Оценка объемов финансирования реализации стратегии в документе не указана. Его планируется осуществлять за счет госпрограмм, программ институтов развития, связанных с развитием инновационной экономики и отрасли, бюджетов субъектов и внебюджетных средств по модели ГЧП.

Проект стратегии был разослан для получения комментариев и предложений по нему в АП КИТ, АРПП «Отечественный софт», «Руссофт», Центр компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ, Финансовый университет при Правительстве РФ, РАН, «Росатом», Внешэкономбанк, Минфин и ряд других организаций и федеральных ведомств. Сбор обратной связи от участников рынка планируется завершить 24 января.




Возврат к списку

задать вопрос

CAPTCHA




ваше сообщение
успешно отправлено

задать вопрос


ваше сообщение
успешно отправлено