О КОМПАНИИ
Верховный и Конституционный суды не пустили в Россию перспективный стандарт связи
14.06.2019
Верховный и Конституционный суды отказали российско-китайской компании НСТТ в исках, по которым она пыталась вернуть себе частоты для перспективного стандарта связи NG-1
Верховный и Конституционный суды не пустили в Россию перспективный стандарт связи
Законодательство | Источник статьи |
Верховный и Конституционный суды отказали российско-китайской компании НСТТ в исках против Госкомиссии по радиочастотам. Компания пыталась вернуть ей частоты, на которых она собиралась строить сети перспективного китайского стандарта связи NG-1.
Верховный суд отказал в иске к ГКРЧ
Верховный суд опубликовал решение по иску компаний группы «НИРИТ Синвей Телеком Технолоджи» (НСТТ), пытавшихся признать незаконным ряд пунктов принятого правительством Положения о деятельности Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ). Иск был отклонен.
Как в России пытались построить сеть стандарта NG-1
НСТТ на 70% принадлежит российской группе БИТ, на 30% - китайской корпорации Xinwei. Компания хочет строить в России сети перспективного стандарта профессиональной связи NG-1 (другое название – McWill), разработанного Xinwei. Стандарт обеспечивает транкинговую связь вместе с возможностью передачи видео и данных на скорости до 15 Мбит/с.
В 2011 г. проект был одобрен Комиссией по модернизации и инновационному развитию экономики, действовавшей при прежнем Президенте России Дмитрии Медведеве. Затем НСТТ приобрела четыре компании с частотами в начале диапазона 1800 МГц (1785 -1805 МГц): «Юнисел», «Белитон», «Кватро Плюс» и «Лардекс».
Компания начала строить сети и, по ее утверждению, ввезла в Россию оборудование на сумму $780 млн. Однако Роскомнадзор стал отказывать компании в регистрации радиоэлектронных средств. В связи с отсутствием сети в 2016 г. ГКРЧ отказало компаниям группы НСТТ в продлении срока использования частот и прекратила действие разрешения указанных компаний на использование частот.
Конституционный суд разрешил ГКРЧ отзывать частоты
НСТТ пыталась обжаловать действия ГКРЧ в судебном порядке, но безуспешно. Тогда группа обратилась с иском в Конституционный суд, потребовав признать не соответствующими Конституции отдельные пункты Закона «О связи» и Положения о ГКРЧ, позволяющие комиссии во внесудебном порядке отзывать разрешения на использования частот или не продлевать их.
Конституционный суд отказал в принятии данной жалобы к рассмотрению. В то же время суд впервые разъяснил, что решения ГКРЧ о прекращении действия разрешений на использование радиочастот являются «специальными мерами государственного принуждения». При этом такие решения должны быть «адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты публичных интересов не только государства, на и частных интересов физических и юридических лиц».
Кроме того, Конституционный суд указал, что высказанная им ранее в 2017 г позиция относительно специальных мер государственного принуждения в сфере недропользования имеет универсальный характер применительно к механизму досрочному прекращения, приостановления или ограничения права пользования тем или иным ресурсом, и распространяется также на использование радиочастотного ресурса.
ГКРЧ, Минтранс и владельцы железнодорожной инфраструктуры
С учетом выводов Конституционного суда компании группы НСТТ обратились с иском в Верховный суд. Истцы указали, что в оспариваемом ими Положение о ГКРЧ отсутствует процедура применения специальных мер государственного принуждения. Кроме того, истцы обратили внимание на принятое в конце 2018 г. решение ГКРЧ, согласно которому полоса частот, на которую претендует НСТТ, должна быть отдана неопределенному кругу лиц из числа владельцев железнодорожной инфраструктуры. Они будут создавать сети технологической связи вдоль транспортных путей.
ГКРЧ поручила Министерству транспорта составить перечень данных лиц. Согласно ответу Федерального агентства железнодорожного транспорта, таковыми лицами являются «Российские железные дороги» (РЖД), «Крымская железная дорога» и «Железные дороги Якутии».
НСТТ посчитало, что ГКРЧ не вправе ограничивать неопределенный круг лиц и наделять Минтранс полномочиями по составлению перечня владельцев железнодорожной инфраструктуры. Верховный суд согласился с данным доводом, однако в целом иск группы НСТТ был отклонен.
В НСТТ пообещали CNews продолжить отстаивать свою позицию. В компании также сообщили, что НСТТ завершает строительство первой очереди сетей связи NG-1 в иных диапазонах - 300 и 400 МГц. Кроме того, выпущен национальный стандарт на радиотехнологию McWill и ведется работа по локализации производства телекоммуникационного оборудования на территории России.
Альтернативные решения
Но есть другие пути выхода из ситуации. Земные станции спутниковой связи, работающие в диапазоне 3,4—3,8 ГГц на территории крупных городов, можно было бы перенести в диапазон 3,8—4,2 ГГц. Одновременно спутниковые станции, работающие на отдельных территориях в диапазоне 3,8—4,2 ГГц, можно было разместить вдоль всего диапазона 3,4—4,2 ГГц.
Данный подход позволит освободить частотный спектр в крупных городах для сетей 5G при сохранении емкости спутниковой группировки. Однако для его реализации необходимо будет провести замену абонентских спутниковых терминалов, работающих в обозначенном диапазоне.
Возможным вариантом решения совместимости сетей 5G с мобильными спутниковыми комплексами Минобороны является применение технологии LSA (лицензионный совместный доступ). Данная технология обеспечивает динамическое перераспределение доступа к радиочастотному спектру с учетом времени, географии и частот. Для работы LSA необходимо будет обеспечить совместимость с автоматизированными системами операторов сотовой связи.
Три способа проведения конверсии
В целом существует три подхода к осуществлению конверсии радиоэлектронных средств (РЭС). Модернизация РЭС (МОД) предполагает частотную оптимизацию и установку специальных фильтров для блокирования помех. В случае принятия соответствующих решений возможно наладить массовый выпуск необходимых фильтров. Для спутниковых тарелок КИС дополнительно потребуются защитные фильтры — экранирующие конструкции из металлической сетки.
Организационно-технические мероприятия (ОТМ) предполагают обеспечение требуемых частотного и территориального разносов и взаимной ориентации диаграмм направленности антенных устройств. Наконец, существует вариант с полным выводом РЭС в диапазоне 3,4—3,8 ГГц, в том числе с возможной выплатой компенсации их владельцам (КВВ).
Для сетей фиксированного беспроводного доступа вариант с КВВ является единственно реалистичным. Для РЛС подходит только вариант с МОД. Для остальных типов рассматриваемых радиоэлектронных средств (РЛС, РСС, ЗССС, КИС) доступны все обозначенные типы конверсии, кроме КВВ.
Наиболее эффективные пути решения проблемы
Соответственно, в НИИР составили матрицу с возможными путями конверсии частот в диапазоне 3,4—3,8 ГГц. В результате получилось шесть доступных вариантов с временем осуществления конверсии от пяти до 11 лет и с суммой необходимых затрат от 2,85 млрд до 9,27 млрд руб.
Оптимальным вариантом с точки зрения времени и затрат является вывод сетей фиксированного беспроводного доступа из диапазона 3,4—3,8 ГГц (КВВ) и применение МОД ко всем остальным РЭС в данном диапазоне. В этом случае затраты на конверсию составят 2,85 млрд руб. за пять лет, а прибыль операторов от оказания услуг на высвободившем спектре часто — 12,57 млрд руб.
Второй по эффективности вариант подразумевает проведение КВВ в отношении сетей фиксированного беспроводного доступа, ОТМ в отношении командно-измерительных станций спутниковой связи и применением МОД в отношении остальных типов радиоэлектронных средств. В этом случае затраты на конверсию составят 4,2 млрд руб. в течение пяти лет, прибыль — 12,2 млрд руб.
Возможно сократить рассматриваемый диапазон до 3,5—3,8 ГГц, исключив таким образом необходимость проведения конверсии в отношении командно-измерительных станций спутниковой связи. В этом случае доступны четыре варианты конверсии с суммами затрат от 2,6 млрд до 7,8 млрд руб. и сроком проведения конверсии от пяти до 11 лет.
Оптимальным вариантом является вывод сетей фиксированного беспроводного доступа из рассматриваемого диапазона (КВВ) и проведение МОД в отношении остальных типов используемых РЭС. Затраты на осуществление такого варианта составят 2,6 млрд руб., прибыль операторов от высвободившегося спектра — 12,5 млрд руб.
Рассматриваемый диапазон можно еще больше сузить — до 3,6—3,8 ГГц. В этом случае исключается необходимость проводить конверсию как в отношении КИС, так и в отношении сетей фиксированного беспроводного доступа. При таком подходе можно рассматривать четыре варианта конверсии с суммами затрат от 1,06 млрд до 6,2 млрд руб. и сроком проведения конверсии от пяти до девяти лет.
Оптимальным вариантом является проведение ОТМ в отношении радиорелейных линий связи и проведением МОД в отношении средств радиолокации и земных станций спутниковой связи. Затраты на проведение такого варианта составят 1,8 млрд руб., прибыль операторов от использования высвободившегося спектра — 8 млрд руб.
Вторым по эффективности вариантом является проведение МОД в отношении всех рассматриваемых типов радиоэлектронных средств. Затраты на данный вариант составят 1,06 млрд руб., прибыль операторов — 7,7 млрд руб.
РОСТЕХ